Царский самовар из серебра 84 пробы П. А. Овчинников
Великолепный серебряный чайный и кофейный сервиз с позолотой, Овчинников, Москва, 1870-1871
и Вы получите консультацию эксперта совершенно бесплатно!
Описание и состояние самовара П.А. Овчинникова
Самовар из серебра с позолотой, слоновой
кости высотой 54 см, 21 1/4 дюйма.
выполненный в панславянском стиле, он состоит из самовара, чайника, кофейника, сахарницы, сливочника, корзиночки для тортов, миски для сбора отходов, подноса, ситечка для чая и щипцов для сахара, на поверхности которых нанесена гравировка, имитирующая древесную текстуру, а по центру — кириллические инициалы AKL под графской короной в четких геометрических рамках. носики и ручки отлиты с петушиными головами, самовар, корзинка для торта и миска для сбора отходов украшены фризами с перфорацией, украшены навершиями в виде лошадиных голов, изоляторами из слоновой кости, стандарт 84, в двух оригинальных футлярах из дерева Овчинникова с шелковой подкладкой и дощечками с гравировкой «6 августа 1876».
Происхождение
Графиня Александра Карловна Литке
Отдельные предметы в очень хорошем или отличном состоянии, с разной степенью износа позолоты и легкими царапинами на поверхности, что свидетельствует о возрасте и частом использовании. У кофейника откололась петля. Ручки чайника и самовара слегка расшатаны. Одна ножка чайника, одна ножка сливочника и перо петушка, поддерживающее ручку кофейника, слегка согнуты. Кран самовара имеет углубление примерно на 4 мм в корпусе. На навершии самовара отсутствует кольцо из слоновой кости, изоляторы из слоновой кости на одной ручке самовара расколоты, а на кране самовара отсутствует половина кольца из слоновой кости с одной стороны. Деревянные ящики с легкими царапинами на внешних поверхностях и стыки между панелями слегка разошлись. Одна деревянная подставка для щипцов раскололась, что привело к разрыву бархатной подкладки. Бархат с незначительными потертостями и одним пятном. Хороший вес и очень впечатляющий внешний вид.
Примечание к каталогу серебряного самовара
Графиня Александра Литке (1849-1893), дочь графа Карла Фридриха Константиновича Ребиндера, 10 января 1869 года вышла замуж за контр-адмирала графа Константина Федоровича Литке (1837-1892). Граф Литке был сыном Фридриха Беньямина фон Лютке (русифицированного как Федор Петрович Литке), наставника императора Николая I, исследователя Арктики, президента Российской академии наук, адмирала Российского флота с 1855 года и графа Российской империи с 1866 года. Александра Федоровна скончалась через год после своего первого мужа, вторично выйдя замуж за князя Николая Александровича Дондукова-Корсакова.
Тот же дизайн был использован Овчинниковым на чайном сервизе без самовара, который был продан на аукционе Sotheby’s в Цюрихе 23 ноября 1973 года, лот 60, и на самоваре, иллюстрированном, Г. Хилл, Фаберже и русские мастера-ювелиры, 1989, стр. 206, с. 251.
Мастер серебряного дела Овчинников
Павел Акимович Овчинников (р. 1888), родившийся в самой скромной семье, является прекрасным примером стремительного развития российского общества в 19 веке. Крепостной князя Волконского, он был учеником ювелира своего брата в Москве в качестве способного рисовальщика. В 1853 году он использовал приданое своей жены, чтобы основать собственную мастерскую, и рост этого бизнеса был стремительным: к 1870 году на фабрике работало девяносто мастеров в четко организованных мастерских, ее годовой оборот превышал 250 000 рублей, а к 1881 году она была крупнее любого конкурента. Подтверждение успеха фирмы пришло в 1865 году, когда она стала поставщиком при дворе цесаревича, а также в 1882 и 1883 годах, когда она получила первую премию на Всероссийской выставке и была награждена Императорским орденом.
В первой половине XIX века иностранные производители золота и серебра сталкивались с очень слабой конкуренцией внутри России, и Игнатий Сазиков был редким примером этого. Ярко выраженный национальный характер дизайнов Овчинникова был очень привлекателен внутри страны, и, кроме того, они производились в соответствии с высокими стандартами, которые обычно предъявляются только к континентальным мастерским. Несмотря на то, что фирма работала с самыми разнообразными объектами и средствами массовой информации, она завоевала репутацию благодаря своим технически смелым работам с эмалью, которые были особенно высоко оценены на Всемирных выставках в Чикаго в 1893 году и Париже в 1900 году, даже после того, как управление компанией перешло к сыновьям первого основателя.
Русское декоративно-прикладное искусство позднеимперской эпохи в значительной степени обязано выдающимся талантам и энергии Павла Акимовича, сделавшего себя сам. Его усилия прочно утвердили уникальную русскую эстетику и сбросили иго западноевропейского господства. Его патриотические и нравственные идеи, нашедшие отражение в опубликованной им в 1881 году публикации «Некоторые сведения об организации жизни рабочих и учащихся на фабриках и в ремесленных школах», демонстрируют понимание и уважение к рабочему классу России, что, несомненно, стало ключом к его успеху. Более того, несомненно, что Карл Фаберже опирался на безупречный пример Овчинникова, когда в 1882 году перестраивал структуру и идеологию бизнеса своего отца в Санкт-Петербурге.